Связаться с нами
   
Перейти к режиму КПК


Клуб самоисследования «ПУЛЬСАР»



 Главная   Семинары   Проекты   Ведущие   Контакты   Литература   Ссылки   Карта   Форум 


Эффективные методы работы со стрессом

    Проекты школы

 <<Ранее   
 

 

 1. Механизм накопления напряжения

 1.1. Огромный запас прочности психики

Известно, что человек использует только 5% ресурсов своего мозга. Вопрос: «На что расходуются остальные 95%?» Ответ: «на сдерживание самого себя».

Несмотря на то, что приведенный выше тезис сильно смахивает на профанацию, тем не менее, он не лишен практического смысла. Дело в том, что среднестатистический человек, действительно, большую часть своих сил тратит лишь на то, чтобы компенсировать негативные последствия своих хаотических действий. Попытки исправить ошибки тоже порождают свои негативные последствия, которые необходимо исправлять, и так до бесконечности. Так мы всю свою жизнь и крутимся как белка в колесе. При этом реальный коэффициент полезного действия такого труда крайне низок – то есть, те самые 5% или даже менее того. Подобный бессмысленный бег проявляется у человека и на работе, и в семье, и даже в отношении с самим собой и своим здоровьем.

Причиной такой внутренней борьбы с собой являются внутренние конфликты, в основе которых находятся внутренние напряжения или, как мы их будем называть их в дальнейшем, «стрессы». Эти внутренние напряжения человек накапливает на протяжении всей своей жизни. В результате чего, по достижению им взрослой ответственной жизни, количество подобных стрессов становится настолько большим, что на их обслуживание уходит практически вся энергия, вырабатываемая человеком. Из понимания данного незамысловатого факта следует один простой, но важный вывод – чтобы увеличить количество доступных жизненных сил не обязательно искать какие-то дополнительные источники энергии – достаточно всего лишь так организовать свою жизнь, чтобы уже имеющаяся у нас энергия перестала тратиться на противодействие самим себе.

 1.2. Этапы складирования стрессов

Если покопаться, то у любого человека на протяжении его жизни можно найти довольно много напряженных и местами даже травматических ситуаций, на которые он не смог вовремя адекватно отреагировать. Сильные эмоции, возникшие в тех ситуациях, ему оставалось только «подавить», но они не исчезли совсем, а всего лишь вытеснились за порог осознавания и продолжают оказывать влияние на его жизнь и, в частности, на его тело. Таким образом уже к 15-17 годам подавляющее большинство людей приходят с довольно развесистым багажом невротизма, скрытого от осознавания. С годами такой "пороховой склад" только пополняется. Когда количество подавленных переживаний переходит некоторый порог, у человека возникает соблазн начать их контролировать с помощью мышечных напряжений. В результате его тело постепенно становится закрепощенным, зажатым. Затрудняется кровоток и лимфоток, и от застойных явлений начинают возникать болезни.

Отсюда следует понимание нашей основной линии работы – нам надо постепенно шаг за шагом разряжать подобные накопленные стрессы. Если нам это сделать удастся, то у психики больше не будет оснований цепляться за телесные напряжения, с помощью которых она пытается держать их под контролем. Напряжения начнут самопроизвольно уходить, и энергия, которая тратилась на их сдерживание, высвободится. Ее можно использовать для более полезных вещей.

Ослабить застарелое напряжение простым усилием воли практически невозможно. При первой же возможности организм вернется в привычное состояние. Однако, к счастью, у нашего тела существует встроенный механизм самоочищения, и если создать соответствующие условия, то наше тело и наша психика сами начнут избавляться от накопленных напряжений естественным путем. Этими условиями являются: расслабление, спокойное наблюдение без оценок и суждений и пребывание в состоянии «здесь и сейчас». В состоянии расслабления старые болячки начинают выходить на поверхность сознания, где они «насыщаются» вниманием, перестают быть интересными и в конце концов растворяются. В то же время пребывание «здесь и сейчас» создает остров стабильности в бушующем потоке врывающихся в сознание неприятных воспоминаний, благодаря которому человек может удержаться от совершения глупостей, способных привести в будущем к негативным последствиям. Подробнее об этом ниже.

 1.3. Ум, чувства, тело

 1.3.1. Кристаллизация напряжения

При возникновении стресса первым страдает ум, затем чувства, и только потом тело. В начале из-за чрезмерного напряжения у человека не хватает внимания на то, чтобы видеть ситуацию ясно и адекватно на нее реагировать. Ум пробуксовывает, не успевая за большим количеством задач. Начинают накапливаться ошибки, что приводит к еще более сильному напряжению. Тогда в работу включаются чувства - злость, страх, отчаяние, депрессия, - с помощью которых человек пытается переломить нежелательную ситуацию или отодвинуть ее. Если подобное эмоционирование длится настолько часто, что входит в привычку, то человек однажды теряет способность с ним справляться. И в этот момент ему в голову обязательно приходит мысль побороть эти эмоции «силой воли». Он начинает инстинктивно искать способы их подавить, и рано или поздно такой находит – с помощью целенаправленного создания напряжений в теле. В начале ему это кажется спасением. Но проблема том, что к тому времени его багаж подавленного напряжения как правило бывает настолько богат и развесист, что его мышцы оказываются напряжены практически постоянно. Таким образом, вскоре проблема из эмоциональной начинает превращаться в телесную, кристаллизуясь в фоновое напряжение мускулатуры. Организм поначалу справляется с сложившейся ситуацией, считая ее временной, но потом начинает считать ее новой нормой. В итоге подобное длительное напряжение мышц приводит к локализованному застою крови и лимфы и последующему развитию множества болезней.

 1.3.2. Разрядка напряжения

Восстановление нормальной жизнедеятельности при телесно-ориентированном подходе происходит в обратном порядке. Первым начинает расслабляться тело. Когда напряжение участка тела, сформированное проблемой, ослабевает, в осознавание внезапно начинают врываться старые воспоминания вместе со сдерживаемыми долгое время чувствами. Подобные эмоции бывают настолько сильными и травмирующими, что у человека возникает привычное стремление напрячься и подавить их снова. Требуется время для того, чтобы ум смирился и поверил, что ему не будет никакого вреда от того, что он пройдет через все эти старые переживания вновь. Уделив такой работе достаточное количество внимания (без стремления сразу взять все под свой контроль), вы увидите, что интенсивность и острота воображаемых картин постепенно начнет уменьшаться вплоть до полного растворения. Тогда энергия, которая  тратилась на поддержание и сдерживание проблемы, станет доступна для нормальной жизни.

 1.4. Механизм разрядки накопленных напряжений (стрессов)

Впервые понятие «стрессы» в том смысле, в котором оно используется в данной статье, ввел Махариши Махеш Йоги. Говоря о стрессах, он имел ввиду то, что на санскрите называется «самскарами», то есть запомненными впечатлениями, которые сохраняются в бессознательной области психики и оттуда незаметно для нас самих влияют на наше мировосприятие, чувства, стереотипы мышления и действия. Это важно понимать ввиду того, что современная психология использует данное слово немного в другом смысле, что может сбить с толку человека, знакомого с ней. В данной статье мы рассматриваем стрессы не в тот момент, когда они возникают (как это принято в классической психологии), а в тот момент, когда они, уже будучи подавлены, становятся частью бессознательного и уже оттуда влияют на восприятие человеком жизни. То есть мы используем слово "стрессы" довольно близко по смыслу к слову "инграмма", которое можно встретить в молодых направлениях психологии.

Форма стрессов бывает двух основных типов: острая и хроническая.

 1.5. Острая форма стрессов

Острая форма стресса возникает в результате напряженной работы или недавно пережитой проблемной ситуации, которая потребовала от человека большого напряжения внутренних сил. Даже после того, как сама деятельность прекращается, в сознании по инерции продолжают вертеться мысли, чувства, диалоги. Тело продолжает какое-то время реагировать так, как будто еще ничего не закончилось — совершаются микродвижения, иногда даже продолжается жестикуляция, проговаривание про себя, подергивания и другие подобные реакции. Остаточные напряжения пока еще не укоренились и поэтому довольно легко могут разрядиться через осознавание, если им это позволить сделать. Чаще всего такие лохмотья напряжений уходят во сне, но иногда его бывает недостаточно, и требуется более продолжительный отдых. Однако далеко не всегда люди выделяют на подобный отдых время. Часто они находят тому кучу оправданий, которые обычно, сводятся к знакомой всем формулировке: «не сейчас», «нет времени». В итоге данные напряжения вытесняются «до лучших времен» в бессознательное и переходят в хроническую форму.

 1.6. Хроническая форма стрессов

Хроническая форма стресса осознается несколько сложнее, чем острая. В целом процесс разрядки накопленных хронических напряжений протекает так же, как и в острой форме, но с рядом нюансов.

Первый нюанс связан с тем, что застарелых накопленных стрессов в психике, как правило, существенно больше, чем тех, что накопились за недавнее время. В связи с этим, на вычищение этих «авгиевых конюшен» требуется намного больше времени. Кроме того, у обычного взрослого индивида, стрессовый багаж не только велик по размерам, но и довольно разнообразен. В нем подчас могут оказаться даже очень травматические переживания. И невозможно заранее предсказать, какую именно из старых болячек психика первой вытолкнет в осознавание, а какую потом.

Второй нюанс связан с понятием гомеостаза. После переживания напряженной или даже травматической ситуации человек какое-то время чувствует сильный дискомфорт, а потом психика находит во вновь сложившейся ситуации новую зону равновесия и привыкает к ощущениям, которые раньше считала недопустимыми, подстраивается под нее. Как следствие, при освобождении от последствий такой психотравмы, организм снова начинает испытывать дискомфорт, но теперь уже, как бы, заново привыкая к полноценным внутренним ощущениям. И, как и в случае формирования проблемы, так и в случае ее исправления, психике потребуется время, чтобы привыкнуть к излечению.

 1.7. Отрицательные эмоции - это не норма

Одним из основных кирпичиков, из которых строятся стрессы, являются отрицательные эмоции. В нашем обществе люди настолько привыкли реагировать на жизненные ситуации гипертрофированными эмоциями, что стали считать подобную реакцию нормой. Они даже научились подводить под свою привычку эмоционировать теоретическую базу, не говоря уже о массе простых житейских оправданий. Например, человек может считать, что без «нажима» не сможет убедить другого в своей правоте. Или же ему может показаться, что без эмоционального самозавода у него не получится добиться желаемого. В результате люди даже на самое простое действие подчас тратят энергии на один-два порядка больше, чем требуется. Ничего удивительного, что у людей после этого наступает упадок сил, и они подолгу не могут заставить себя ничего делать.

Казалось бы, мысль лежит на поверхности. Но как же ее трудно принять, и еще сложнее реализовать в своей жизни. К счастью нет ничего невозможного. Встав на позицию, что отрицательные эмоции - это всего лишь крайне вредная привычка, человек получает серьезную мотивацию начать изучать механизм своего эмоционирования. Нет, он не пытается свои эмоции подавлять. Он уже пытался так поступать на протяжении многих лет своей жизни, и каков результат? - внутреннее напряжение от таких попыток только увеличивалось.  Пожалуй, самым работающим из методов в нашем случае является беспристрастное наблюдение за эмоциями без попыток что-то в их течении изменить. Спустя некоторое время, после того, как мы проходим период дискомфорта вызванный необходимостью мириться с тем, что мы не хотим в себе видеть, эмоции начинают трансформироваться, их интенсивность начинает уменьшаться, а потом и вообще сходит на нет.

Данный процесс трансформации эмоций нельзя никоим образом форсировать, а нужно позволить ему идти естественным путем, самим оставаясь при этом спокойным, как бы сторонним наблюдателем. Только тогда мы не встретим сопротивления со стороны нашей психики. Только тогда, она сама возьмется решать проблему, скрытую за наблюдаемой нами эмоцией, и ее решение будет более эффективным, чем все решения, предлагаемые рассудком. И самым первым нашим шагом на этом пути должно быть понимание, что отрицательные эмоции не являются нормой. С другой стороны, не стоит уходить и в противоположную крайность, стараясь быть безэмоциональным. Ведь проблема не в том, что у нас есть эмоции, а в том, что мы пользуемся ими неадекватно, гипертрофировано, со вредом для себя и окружающих.

 1.8. Наше общество не поддерживает описанный механизм

С того момента, как мы начинаем понимать ценность навыка трансформации гипертрофированных эмоций в более ровное и гармоничное состояние, перед нами встает другая проблема. Мы начинаем обнаруживать, что отдельные окружающие нас люди как будто специально будут пытаться вернуть нас обратно в состояние эмоционального взвода. Мы можем даже впасть в соблазн начать думать, будто они таким образом хотят нам зла. Но не надо спешить. Все не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Мы все являемся членами одного общества, и как члены этого общества находимся под влиянием его законов и правил. А законы общества требуют, чтобы все его члены были управляемы. Само по себе такое его требование не является чем-то криминальным или даже необычным. Раз мы все живем сообща, то, естественно, должны быть механизмы, которые позволяют нам регулировать нашу совместную деятельность. Криминальным здесь является лишь то, с помощью каких инструментов в нашем обществе принято подобное регулирование осуществлять.

Меньше всего наше общество заинтересовано в том, чтобы люди были по жизни расслаблены, адекватны и вменяемы. На практике все выглядит так, что нам с детских лет сознательно и бессознательно прививаются те или иные неврозы. Этим грешат и родители, которые время от времени устают от своих чад, и воспитатели, и учителя, которые тоже люди, и далеко не всегда могут справиться с большой оравой трудно управляемой детворы. В результате достигший социальной зрелости человек, больше напоминает марионетку, чем самостоятельную личность. Различные страсти, страхи, чувства вины и депрессии - вот далеко не полный перечень тех ниток, за которые его привыкли дергать окружающие, а он, соответственно, на них отзываться. А с другой стороны, что греха таить, этот человек и сам не прочь время от времени подергать за те же нитки других, дабы упростить себе жизнь.

Но все это - детские игры, по сравнению с теми манипуляциями, на которые идут средства массовой информации. Взять хотя бы рекламный бизнес. Ведь на самом деле для жизни человеку нужно довольно мало, и, если искусственно не создавать ему все новые и новые навязчивости или не воспользоваться уже существующими, то вряд ли человек захочет тратить свои время и силы на приобретение очередного «суперценного» товара. Только за последние 20 лет специалисты по маркетингу придумали и смогли успешно внедрить в сознание людей следующие навязчивости: целлюлит, кариес, перхоть, потоотделение, похудание, невроз чистоты, боязнь вирусов. И это лишь верхушка айсберга. Каждая из таких привитых навязчивостей заставляет человека начать думать, что с ним что-то не в порядке, из-за чего он начинает суетиться. А это – именно то, чего добиваются рекламщики. Ведь тот, кто начал суетиться, перестает адекватно мыслить. А того, кто неспособен адекватно мыслить, можно убедить в чем угодно.

 2. Инструментарий для практики

Итак, более-менее разобравшись с тем, как работает наша психика, мы приходим к той границе, за которой следует закономерный вопрос: "хорошо, и что же нам теперь делать?". Конкретные детали упражнений даются на самих занятиях. Здесь же имеет смысл обсудить базовые принципы, без владения которыми все наши старания могут оказаться бесполезными.

 2.1. Искусство учиться

Рыба не замечает воды, пока не окажется на суше. Человек, живущий на берегу моря, не слышит его звуков, пока специально на них не настроится. Все люди не замечают своих мыслей, до тех пор пока не начнут уделять часть своего внимания наблюдению за процессами, происходящими в их голове. А происходит там много чего. Непрекращающийся поток мыслей составляет наш каждодневный ежеминутный фон, сквозь который мы пытаемся разглядеть мир. Иногда этот фон оказывается настолько силен, что мы почти полностью теряем контакт с реальностью, и тогда даже окружающие нас люди начинают нам сообщать, что мы стали не адекватны. Представьте, что вы идете по улице, а на глазах у вас полупрозрачные очки с телевизором и перед вашим взором реальность постоянно смешивается с образами из телеэкрана. Далеко ли вы сможете пройти с таким устройством? Но самое удивительное, что именно так мы постоянно и живем. Не умея отделять реальность от мыслей, мы постоянно попадаем впросак, принимая желаемое за действительное, страхи за факты, а память прошлого и образы будущего за реальность настоящего.

И в этом потоке мыслей, пожалуй, в первую очередь нуждаются в осознавании мысли о самом себе. В начале практики человек, как правило, воспринимает себя неадекватно. Ему кажется, что он честно выполняет инструкции, и уже прямо сейчас достоин получить положительные результаты. В своей голове он выстраивает образ цели, которую хочет достичь. Но этого мало, он так же там выстраивает и образ тех действий, с помощью которых данная цель должна быть достигнута. Поступив подобным образом, опять же внутри себя, он решает, что уже знает, что ему надо делать, и перестает слушать инструктора, а потом начинает возмущаться, что эффекта нет. Но только реальная практика дает реальные результаты, а воображаемая - лишь воображаемые. Поэтому-то так важно на первых порах стараться трезво осознать свое текущее положение. Только в результате подобного осознавания у человека может возникнуть мотивация на реальную, а не воображаемую работу.

На этом этапе человек обучается самонаблюдению и самоанализу.

 2.2. Трансцендентальная медитация

Слово «медитация» сейчас можно встретить минимум в 3х разных смыслах:

1.   Производное от латинского слова meditatio — размышление, обдумывание. В таком значении мы встречаем его в современных психологических словарях.

2.   Все существующие на данный момент психотехники. Сюда могут входить: самогипноз, аутотренинг, визуализация, созерцание, наблюдение за дыханием - все практики, которые не знают, как назвать, сейчас принято называть медитацией. Так что, второе значение этого слова - психотехника или практика.

3.   Дхьяна (кит. «Чань», яп. «Дзен») - это состояние спонтанного, непроизвольного, ненасильственного устремления внимания на объект(-ы) (даосское «У-вэй» или «Недеяние»).

Говоря о «трансцендентальной медитации» имеется ввиду в большой степени третье значение. Впервые данный термин ввел в обиход Махариши Махеш Йоги, так как в английском языке на тот момент не существовало слова, сколь бы то ни было близкого по значению к понятию «Дхьяна». Таким образом, «трансцендентальной медитацией» стала называться такая практика, которая в результате приводит человека в «трансцендентальное состояние сознания» или «Дхьяна». Со временем в английском (и русском) языке появились и другие названия того же самого класса духовных практик. Одним из наиболее известных и популярных стала «дзен-медитация».

Выполняя практику, человек создает условия, чтобы его глубинная природа смогла естественным образом раскрыться изнутри. И, если он добивается в том успеха, то не только и не столько потому, что дисциплинировано выполнял практику, а лишь по той причине, что для подобного раскрытия созрели все условия. То есть само по себе выполнение практики еще ничего не гарантирует. Дхьяна вырастает изнутри человека, и не может быть искусственно культивирована или стимулирована. Более того, чем активнее искатель, чем сильнее в нем проявлено желание достичь цели, чем больше он суетится, тем меньше у него в результате становится шансов.

 2.3. Цигун

Поскольку мы живем в условиях города и пока не собираемся уходить в отшельничество, мы не можем позволить себе развиваться однобоко, так как в подобном случае мы столкнемся с проявлением множества внутренних конфликтов, которые будут нам сильно мешать. Поэтому, после того, как мы получим реальный опыт ненасильственной концентрации внимания, дальше предстоит научиться использовать приобретенные навыки для приведения в порядок своего организма.

Наш организм - очень сложная многоплановая система. Когда мы думаем о здоровье, то по привычке, сформированной в нашем материалистическом мире, имеем ввиду лишь воздействие на физическое тело. Но дело в том, что мы практически никогда не взаимодействием с нашим тело непосредственно. Вместо этого мы взаимодействуем с тем образом тела, который существует в нашем мозгу (как мы воспринимаем его своим внутренним взором), а вся остальная работа, которая заставляет тело двигаться, автоматически осуществляется на бессознательном уровне. Водитель автомобиля не толкаем своего "мустанга" грубой мышечной силой. Вместо этого легкими движениями пульта управления, расположенного в кабине, он отдает команды. Точно так же и в работе с образом тела - стоит нам только научиться с ним взаимодействовать, как наше физическое тело само начнет под этот образ подстраиваться.

Наилучшим образом проработка образа тела может быть осуществлена методами цигун (работы с внутренней энергией). Для того, чтобы мы получили реальные результаты в плане здоровья, нам совершенно не  обязательно владеть телекинезом, пирокинезом, разгонять облака или осуществлять какие-то другие "чудеса". Даже, если мы, как это делают дети в их играх, просто будем вести себя так, как будто в нашем теле по определенным правилам протекает энергия, этого будет вполне достаточно, чтобы образ тела начал изменяться. А там подоспеет и тело.

 2.4. Йога

Йога фактически является продолжением цигуна, и по многим параметрам его хорошо дополняет. Выполняемая не как обычная физкультура, а с применением тотального внимания, бытия «здесь и сейчас» и принципа ненасилия, она приучает наш организм к спонтанному и быстрому нахождению точки равновесия в постоянно изменяющихся условиях жизни.

В отличие от физкультуры, где тренировочный эффект достигается за счет поддержания в тонусе мышц и связок, йога воздействует не столько на мышцы, сколько на всю нервную систему. В йога-асанах поза служит лишь способом вывести организм из привычной ему точки равновесия. Сама же реальная тренировка происходит потом, в шавасане, когда мы пускаем все внутренние процессы на самотек и просто наблюдаем за тем, как организм сам, без нашего волевого присутствия, пытается вернуться к своей зоне комфорта.

Именно создание организму мотивации автоматически искать и возвращаться в зону внутреннего равновесия, и является целью практики йога-асан.

 2.5. Работа с духовными текстами

Когда основные практические навыки освоены, возникает проблема обучения их комбинированию. До тех пор, пока рядом инструктор, этой задачей можно самому особо не заморачиваться, а перевалить все на его плечи. Но, когда встает вопрос о самостоятельном планировании практики, становится жизненно важным знать о тех подводных камнях, которые человека на этом пути ожидают. Все подобные подводные камни достаточно подробно рассмотрены в многочисленных духовных текстах. Но с ними есть одна проблема. Практически все такие тексты рассчитаны не на современного заинтеллектуализированного человека, а на людей намного более эмоциональных. Да и написаны они с расчетом воздействовать не на интеллект, а на более глубокие пласты психики. Соответственно, стиль их написания предназначен не для простой передачи информации, а чтобы определенным образом воздействовать непосредственно на чувства людей. Потому подобные тексты, в отличии от научной и научно-популярной литературы, содержат большое количество образов и метафор. Чтобы понимать суть написанного надо или потратить достаточно много времени на самостоятельный разбор, или узнать язык, которым они написаны и, уже владея этим языком, научиться в процессе чтении видеть в событиях текста не только историю государств и отдельных великих личностей, но и описание своих собственных проблем вкупе с методами их решения.

На данном этапе изучается язык духовных текстов, и осваиваются способы применения этих знаний.

 3. Основные принципы практики

Когда мы выполняем асаны или делаем форму цигуна, то те движения, которые мы осуществляем, те позы, которые мы принимаем, представляют собой только лишь внешнюю сторону. Внутреннее же наполнение практики при этом часто остается вне нашего поля зрения. Такая работа напоминают пустой горшок, который еще только предстоит наполнить внутренним содержанием. Чаще всего такое внутреннее содержание зовется - «внутренней работой». Вот именно об элементах внутренней работы и идет речь, когда мы говорим о принципах практики. Существует ряд правил, которым очень желательно следовать, дабы внутри выполняемой формы зародился покой, а в этом покое начала раскрываться наша глубинная природа, которая со временем сможет изменить и наши мысли, и наши чувства, и наше здоровье.

 3.1. Быть «Здесь и сейчас»

В обычном состоянии нормальный городской человек постоянно пребывает в потоке мыслей и чувств. Он всегда захвачен или воспоминаниями прошлого или планами на будущее. Но и прошлое, и будущее являются лишь ментальными процессами. Они – всего лишь внутренние картины, прокручиваемые в нашем мозгу, и поэтому подобны миражам в пустыне. Чтобы добиться успеха в практике, необходимо переключить свое внимание с воображаемого на реальное. А реальное существует только прямо здесь и прямо сейчас.

Быть «здесь и сейчас» значит осознавать свое тело, свое дыхание, видеть и слышать то, что происходит прямо здесь и прямо сейчас, а не «где-то там и когда-то тогда». С помощью пребывания «здесь и сейчас» мы создаем островок стабильности в бурном море мыслей. При этом мысли, конечно, полностью не исчезают, но зато мы получаем возможность воспринимать их всего лишь как мысли, что, в свою очередь, дает нам свободу от одержимости ими. Оперевшись на текущий момент, мы перестаем быть склонны гоняться за миражами и убегать от иллюзий, что делает нашу жизнь намного более стабильной. Кроме всего прочего, такая стабильность позволяет нам хотя бы на время перестать тратить попусту наши жизненные силы и воздержаться от глупостей, о которых мы впоследствии можем сильно пожалеть.

 3.2. Ненасилие

Отличительной чертой насилия является то, что в нем всегда главную роль всегда играет рассудок (часто в тандеме со страстью). Он откапывает для себя в книгах или чужих речах идею или концепцию, а потом пытается подогнать под нее весь Мир. Но, поскольку Мир о данной концепции ничего не знает, да и не горит желанием знать, то человек, как правило, сталкивается с сопротивлением со стороны окружения. Вот для того чтобы такое сопротивление преодолеть, человек и оказывается вынужден прибегнуть к насилию. Практически вся наша современная культура построена на такого рода насилии, и поэтому все мы, кто в большей степени, кто в меньшей, к нему склонны.

Итак, определение: «ненасилие» - это такой вид действия, при котором мы не испытываем сопротивления стороны нашего окружения. При этом под окружением нужно понимать все - от природы и социума, до нашего собственного организма и нашей психики - все, с чем мы себя в момент применения силы не отождествляем (или, говоря иначе, то, на что мы воздействуем, и что на нас реагирует).

Может возникнуть вопрос: "каким образом во внешнее попали наши собственные тело и психика?" Но все становится на свои места, когда мы вспоминаем, что имеем дело с психологическими и духовными практиками. Ведь в них мы взаимодействуем с собой и только с собой. Нет ничего удивительного, если в процессе выполнения упражнений мы можем пойти на поводу у своей привычки действовать через силу. В этом случае, испытав внутреннее сопротивление, мы можем поддаться соблазну "продавить" появившееся сопротивление или "подавить" его. Однако ничего хорошего в этом случае мы не получим. Практика показывает, что результатом насилия при выполнении упражнений всегда является лишь рост внутреннего напряжения, раздражения и желания бросить практику.

Приведем несколько не очень очевидных примеров применения людьми насилия в жизни и практике:

  1.  Мать (или отец) выставляет ребенку требования не по возрасту и наказывает его за невыполнение; малыш ничего не понимает, чувствует себя несчастным и орет.

  2. Человек упорно пытается освоить профессию, которая ему не интересна, но за нее должны платить большие деньги; он сильно устает, и жизнь с каждым днем радует его все меньше.

  3. Самонасилие – когда человек пытается сделать то, что у него не получается. Сама по себе попытка обучиться новому не является ничем зазорным, но если человек плохо отдает отчет в своих текущих способностях и выставляет себе непосильные требования, то он или сломается или заболеет.

  4. В хатха-йоге человек насмотрелся на успехи великих и пытается сделать асаны по чужому лекалу; поскольку его персональный организм к такой акробатике не готов, то он травмируется, и на йоге приходится ставить жирный крест.

Следуя принципу ненасилия в практике, мы стараемся принимать все так, как оно приходит. При этом мы воспринимаем свои желания, чувства и мысли просто как желания, чувства и мысли, а не как руководство к немедленному действию. В действии же мы руководствуемся своими актуальными возможностями и потребностями текущего момента.

 3.3. Расслабление

Расслабление - это один из способов проявления принципа ненасилия в рамках занятий. Если мы постоянно готовы действовать, готовы к противостоянию, к борьбе, то такая готовность всегда порождает напряжение, которые постепенно нас выматывает. В противовес ему, расслабление дает нам возможность позволять событиям идти своим чередом, принимая все так, как оно приходит, не сопротивляясь и не противостоя. В этом случае вся та энергия, которая раньше тратилась на нагнетание и поддержание напряжения, теперь возвращается обратно к нам и начинает нам служить.

Расслабление в том виде, в каком мы имеем с ним дело на занятиях, имеет 2 составляющие: психическую и телесную.

 3.3.1. Успокоение ума

Как правило, наш ум пребывает постоянно в движении, перемещаясь то в прошлое, то в будущее. Его не смущает, что прошлое в данный момент существует только лишь в виде воспоминаний, а будущее является просто фантазией, построенной из картин старого опыта и концептуальной химеры под названием "время". Для такого понимания ум слишком увлечен игрой в тасование картин прошлого опыта. Чтобы вытащить его из этого непрекращающегося сна наяву, ум необходимо привести в настоящий момент, в «здесь и сейчас». Проще всего это можно сделать, привязав внимание к телу, ибо оно, с одной стороны, находится в тесном контакте с настоящим моментом, а с другой, связано с умом ближе, чем что бы то ни было другое. Как только мы переводим внимание на реальные, медленно развивающиеся процессы, протекающие в нашем теле, ум сразу же притягивается к ним, прекращает свои блуждания среди грез прошлого и будущего, и как результат, на время забывает про все, кроме настоящего момента. А это как раз то, что нам и нужно.

 3.3.2. Расслабление тела

Но расслабление ума - это только часть проблемы. Как мы уже говорили раньше, очень большое количество напряжений у нас с годами оказалось кристаллизовано в теле. Поэтому, даже если нам на время удается остановить мельтешение ума, эти напряжения никуда не исчезнут, и они снова станут источником ментального и эмоционального напряжения, как только ум хотя бы ненадолго отвлечется. Что, собственно, постоянно во время практики и происходит, являясь ключом методики «разрядки» стрессов через осознавание и наблюдение.

Расслабляя тело, мы фактически выходим на охоту за телесными напряжениями. Наше тело имеет массу всевозможных ощущений, в том числе и внутренних, однако мы не приучены за ними наблюдать, разве что только в случае болезни, которая фактически нас к ним привязывает. Но для наших целей важно научиться поддерживать постоянный диалог с телом, который будет представлять собой осознавание телесных ощущений и, в определенном объеме, управление ими. Основная работа при этом будет заключаться в том, чтобы периодически сканировать тело на предмет наличия паразитических напряжений, находить их и пытаться расслабить.

Правда, сказать это намного проще чем сделать, так как телесные напряжения очень живучи и, даже будучи расслаблены, скоро возвращаются обратно. Чтобы застабилизировать расслабление, нам надо будет возвращаться к найденным напряжениям и расслаблять их снова и снова. Кроме того, как было сказано ранее, такое расслабление очень тесно связано с работой ума и по мере освобождения мышечных зажимов в наше сознание могут начать врываться старые подавленные переживания. Поначалу их появление может нас напугать, но по мере того, как мы привыкнем воспринимать их не как реальность, а как всего лишь память прошлого, они сначала начнут утрачивать свою силу, а потом и вообще уйдут, оставив в теле и уме ощущение непривычной и очень приятной легкости.

 3.3.3. Диафрагма всегда должна быть расслаблена

Среди многообразия напряжений, существующих в теле, особенно выделяются напряжения на центральной линии тела. В отличии от зажимов, скажем, в руках и ногах, которые существуют сами по себе, зажимы на центральной линии тела способны распространяться, захватывая подчас все тело полностью. И королем среди этих зажимов по праву может считаться напряжение в диафрагме. Любое ментальное, эмоциональное или физическое напряжение моментально отзывается спазмом в этой области.

Субъективно напряжение диафрагмы может переживаться как неприятное ощущение чуть ниже солнечного сплетения. При этом дышать становится труднее, воздуха начинает не хватать и дыхание из диафрагмального превращается в грудное. Если вовремя не отследить указанные симптомы, то напряжение начинает быстро распространяться на другие области тела (руки, ноги, спину, лицо и т.д.), а потом перекидывается и на эмоции и разум. Ум становится беспокойным, и человек начинает совершать ошибки и применять насилие, которое может стать причиной множества травм. Поэтому очень важно следить за состоянием указанной области тела и своевременно ее расслаблять, а если расслабить не получается, то откорректировать, облегчить, упростить практику. Запомните – диафрагмальное дыхание всегда должно происходить при расслабленной диафрагме!

 3.4. Правильная практика

Когда мы смотрим записи занятий цигун или йоги на видео, мы видим только их внешнюю сторону. Все внутреннее наполнение практики, все мысли, чувства и работа внимания занимающихся находятся вне пределов нашего восприятия. Очень хорошо, если мы сможем почерпнуть эту недостающую информацию из какого-нибудь другого источника, например, толковой книги или инструкций наставника. Но очень часто бывает так, что мы ее просто додумываем на основании своего прошлого жизненного опыта, что в лучшем случае делает занятия бесполезными, а в худшем – опасными для здоровья.

Поэтому-то очень важно в явном виде сформулировать технику безопасности во время выполнения упражнений. Руководствуясь приведенными ниже принципами мы сможем легко и с комфортом добиться положительных результатов.

 3.4.1. Правильное усилие

При правильной двигательной работе должны быть расслаблены все мышцы, кроме тех, которые включены непосредственно в движение или удержание позы. Точно так же обстоят дела с внутренней работой – необходимо избегать всех напряжений (мыслей, чувств, внимания), которые не имеют непосредственного отношения к совершаемому действию. Очень важно, чтобы для совершения действия затрачивался абсолютный минимум усилий. Именно это и является ключевым фактором, который должен привести к навыку экономии жизненных сил. Считайте, что занятия представляют собой тренировочную площадку, где вы учитесь эффективно действовать с минимумом прикладываемых усилий.

 3.4.2. Правильное функционирование

При совершении любого действия в него включается довольно большое число психических процессов. Сюда входят не только мышечные напряжения-растяжения, но и умственное усилие, эмоциональное усилие, а так же работа внимания. Когда самое слабое звено не выдерживает длительной нагрузки, то его функцию на себя берет другой, более выносливый процесс. Например, недостаток способности удерживать внимание люди часто компенсируют эмоциональным взводом, а неспособность понять - суетой и лишним напряжением в теле. Такого рода подмены в итоге могут приводить к приступам раздражения или состоянию эмоциональной и физической опустошенности после окончания занятий или даже во время их.

Однако, несмотря на нежелательность подобного рода подмен, они составляют основу жизнедеятельности современного городского человека. Это связано со стереотипами обучения в детском возрасе, когда ребенка заставляли действовать за пределами его актуальных способностей и таким образом на долгие годы сформировали у него вредную привычку к подменам. Но теперь-то мы взрослые, и поэтому вполне можем заменить вредные привычки полезными. Мы вполне способны вернуться к образу жизни, когда каждая из психических функций работает по ее природному назначению. Для этого нам необходимо держать в поле внимания не столько внешнюю форму упражнения, сколько ту внутреннюю работу, которую мы совершаем, следя за моментами включения, отключения и переключения психических функций (ощущения, мысли, чувства, внимание). Делая это, следует стремиться тренировать самый слабый на текущий момент процесс, и таким образом один за другим подтягивать их до того уровня, когда они смогут функционировать синхронно.

 3.4.3. Отсутствие «переработки»

Наш организм устроен таким образом, что способен на короткое время выходить за пределы своих нормальных способностей. Такая его особенность бывает весьма полезна в экстремальных ситуациях, но в обычной жизни использовать ее нежелательно, ибо расплачиваться за гипер-режим придется ощущением выжатости, депрессией и даже травмами.  Однако неопытные люди часто попадают в вытекающую из этой способности ловушку, и сразу с самого начала тренировки задают настолько высокий уровень нагрузки, что организм не способен поддерживать ее долго и вскоре начинает давать сбои. Подобный чрезмерный уровень нагрузки мы будем называть «переработкой». Как и во всех остальных случаях переработка может случиться не только с мышцами, но и с мышлением, эмоциями и вниманием.

Неопытному человеку очень трудно распознать ту границу, за которой работа превращается в переработку. Требуется довольно продолжительное время и довольно большое количество попыток, прежде чем человек эту границу опознает и научится держаться в ее пределах. Чтобы помочь ему в этом и существует данный принцип. Он гласит: «если организм от занятия к занятию успевает полностью восстановиться (как если бы занятия не было вообще), то уровень нагрузки следует считать в приделах нормы; если же от занятия к занятию усталость все больше и больше накапливается, то налицо имеется «переработка».

В идеале практика должна быть организована так, чтобы нагрузка, будь то физическая, интеллектуальная, эмоциональная или нагрузка на внимание не превышала текущие способности человека. Однако на начальных этапах в силу глубоко укоренившейся привычки мы периодически будем перегружать ту или иную психическую функцию, и нам надо знать, как вести себя в таком случае. А именно - если уж так случилось, что нагрузка оказалась превышена, то до конца восстановительного периода необходимо уменьшить нагрузку или даже вообще отказаться от тренировки претруженной функции, переключив усилия на развитие других.

 3.4.4. Делать «Как в первый раз»

Одним из страстных желаний является стремление побыстрее добиться результата. Вместо того, чтобы получать удовольствие от самого движения по пути, человек хочет получать удовольствие от факта достижения его конечной точки. Поэтому, поддавшись такому желанию, человек бессознательно начинает всюду искать подтверждения тому, что он своей цели уже достиг. И таким образом он попадает в ловушку «попыток повторить удачный эксперимент».

Дело в том, что в нашем же случае, все «интересные» манифестации в практике следует рассматривать лишь как формы выхода стрессов, не имеющие серьезной ценности. Эти слова надо понимать так, что в практике не должно быть никаких специальных ощущений, видений или других конкретных манифестаций. То есть, они могут вдруг возникать, и могут внезапно исчезать, но для нас все это не имеет никакого значения, ни о чем не говорит и ничего не значит. Значение имеет только правильное выполнение практики. Как говорят даосы: «Мы создаем причины, и не беспокоимся о следствиях».

На практике данный принцип означает следующее. Каждый раз, и в особенности на начальных этапах, ощущения от одних и тех же упражнений могут (и должны) заметно изменяться. Нам не стоит пугаться, если вдруг почувствуем нечто, с чем раньше никогда не сталкивались. Точно так же нет смысла жалеть, если из практики уйдет какое-нибудь возникавшее ранее необычное яркое переживания, которое успело нам понравиться. Такие переживания как правило возникают в момент перехода тела и психики из одного состояния (например, больного) в другое (например, здоровое). Когда такой переход завершается, они исчезают.

 3.4.5. 4 типа мотивации

Так же немаловажным моментом в практике является мотивация, по которой мы занимаемся. На самом деле у нас есть 4 варианта мотивации: концепция полезности, желание добиться некоторых результатов, так называемое послушание наставнику и удовольствие от практики. Небольшой разбор этих 4х мотиваций:

  • Следование концепции полезности активно задействует в практике наш рассудок. Но поскольку мы работаем с энергией ци, то такое доминирование рассудка может очень сильно мешать, а местами даже сводить всю практику на нет.

  • Практика цигун из желания добиться конкретных результатов приведет к однобокому развитию. Поначалу нам результаты могут понравиться, но ввиду того, что тело скорее всего не будет разделять нашего оптимизма, результаты окажутся неустойчивыми и с массой негативных последствий.

  • Говоря о послушании, имеется ввиду такой внутренний настрой, когда все решения о целях практики и средствах их достижения человек возлагает на наставника. В целом, такой подход довольно хорош, но, увы, априори требует, чтобы человек наставнику очень доверял. А это далеко не всегда возможно.

Таким образом методом исключения мы выяснили, что самой лучшей мотивацией в наших условиях является - быть ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, заниматься и получать от практики самое что ни на есть простое удовольствие. Если мы устали - то с помощью практики можем расслабиться. Если имеет место упадок сил, то на занятии можно энергию восстановить. Если нам надоели застарелые болячки, то можно разобраться с ними благодаря нашей внутренней природе, имеющей механизм самовосстановления. Если каждый раз мы выходим из практики немножко обновленные, если наше субъективное ощущение жизни изменяется в положительную сторону, то разве это не будет стимулировать нас продолжать заниматься тем, что дает нам силы? Да, нас могут сбивать с пути желания и концепции, но если мы в процессе практики будем осознанны и внимательны, то рано или поздно все встанет на свои места и они более уже не смогут оказывать на нас такое сильное влияние, как раньше. Из хозяев они станут слугами и займут в нашей жизни достойное им место.

 3.5. Результаты практики

Критерием результативности занятий может служить не количество потраченного времени, не сертификаты и не измененные состояния сознания. Критерием результативности занятий может служить лишь одно субъективное восприятие своей жизни вне практики. Если жить становится легче, интереснее и радостнее, если растет доверие к миру и вера в то, что мир настроен к нам дружелюбно, значит, процесс идет в нужном направлении. Кроме того, необходимо понимать, что изменения в нас происходят не в соответствии с нашими ожиданиями, а в соответствии с нашей глубинной мотивацией. Многие люди не осознают свою структуру ценностей, принимают свои поверхностные «хочу» за чистую монету, и поэтому ожидают от себя слишком многого. Однако реальный процесс будет идти не так, как мы «хотим», а так, как нам «на самом деле надо». Поэтому не торопите события, просто доверяйте своей глубинной природе, и все будет хорошо.

У разных людей трансформация происходит по-разному, и поэтому не стоит равняться на других. У некоторых людей в течение весьма продолжительного срока не отмечается почти никаких изменений, но потом эти изменения могут начать происходить внезапно и очень интенсивно. У других людей изменения происходят сразу и развиваются постепенно. Каждый работает в своем собственном ритме, эффективном и комфортном для него.

 <<Ранее   
 



 Главная   Семинары   Проекты   Ведущие   Контакты   Литература   Ссылки   Карта   Форум 




***



   
Hosted by uCoz