![]() Введение в практику Четвертого Пути
Лекция представляет вводный урок по теме самосовершенствование в условиях города. В этом уроке будут расставлены акценты, в чем заключаются основные проблемы горожанина, и как их можно решить. В основании направления, о котором мы будем говорить, был Георгий Иванович Гюрджиев (Гурджиев), а активным популяризатором Петр Демьянович Успенский. Последователями являлись М. Николл, К.С. Нотт, Дж. Лилли, О. Ичазо, М. Фельденкрайз и ряд других. Однако, не стоит ждать дословного цитирования их книг. Мы будем говорить лишь о своем собственном опыте и своем собственном понимании этого материала, полученном за несколько лет практики. Цель данной лекции не в том, чтобы излагать окончательные принципы четвертого пути, а в том, чтобы подвести к методу, с помощью которого можно эффективно работать над собой.
|
![]() |
1. Фабрика трансформации материи/энергии/информации |
На определенных этапах этой трансформации, чтобы процесс шел дальше, а не останавливался, необходимо давать ему дополнительные толчки. Такие толчки мы будем называть новыми видами пищи. В рамках приведенной модели все, что требуется организму для его работы, в некотором роде является пищей.
Что же является такой пищей или, говоря иначе, топливом для человеческой машины?
Мы можем более-менее сознательно иметь дело только с четырьмя ее видами: еда, воздух, впечатления и осознавание. При этом работать с четвертым мы можем только после серьезной практики.
Для начала очень коротко затронем процесс трансформации энергии от переваривания еды, до высшей психической деятельности.
Первоначальное питание – это еда в обычном смысле слова. Она приходит извне, как правило, в твердом виде (Точка 768).
Она размельчается, пережевывается, перемешивается, соединяется с ферментами. При этом задействована мускулатура рта, пищевода, желудка и т.п.
Пища в этом виде пока еще не приносит организму никакой пользы. Пока что она является лишь полусырьем-полуфабрикатом.
Далее в пищеварительной системе при переваривании она находится в жидком виде (Точка 384).
Эта пища всасывается в стенки кишечника. Здесь работают специальные клетки ротовой полости, желудка и кишечника.
Пища на данном этапе уже представляет собой раствор, но все еще состоит из слишком громоздких для усвоения молекул.
Потом она в виде питательных веществ растворена в крови, и разносится по клеткам организма на частицах крови (Точка 192).
Процесс расщепления белков, жиров и углеводов продолжается. Теперь они делятся на составляющие их части, чтобы, соединив их в других комбинациях, можно было получить необходимые организму вещества.
Пища в этом виде уже может быть использована на построение ферментов, и таким образом начать поддерживать процесс пищеварения.
Чтобы данный процесс мог продолжаться дальше, в организм извне должен поступить через дыхание воздух. Это будет вторым видом пищи.
Без него дальнейшее развитие процесса станет невозможным. Воздух пойдет на окисление усвоенной пищи, и будет давать энергию для жизни клеток. С этого момента можно начать уже говорить об энергии, а не просто о переваривании вещества.
Путем ряда преобразований питательные вещества превращаются в ферменты, гормоны, нейромедиаторы, и входят в структуру старых и новых клеток (Точка 96).
Вещества, полученные на предыдущих этапах, уже входили в состав организма. Однако для клеток, они все еще продолжали быть всего лишь потенциальной пищей. Но, начиная с данного этапа, клетки получают возможность усваивать эту пищу и включать ее в свою структуру. Клетка, как фабрика, использует в качестве материала для своей работы только очень простые химические соединения, многие из которых пребывают в ионной форме.
Все вышеперечисленное делает возможным нервную деятельность и мышление, что, собственно, и делает наш организм живым (Точка 48).
Обмениваясь импульсами электрического тока, клетки общаются между собой. Наличие такого особого класса клеток, как нервные, позволяет передавать электрические импульсы в самые отдаленные участки организма за очень короткое время. Клетки-сенсоры способны генерировать подобные импульсы в зависимости от сигналов из окружающей организм среды, создавая основу для взаимодействия с ней.
Но, для того чтобы живой организм мог действовать, ему нужна информация или впечатления. Это будет третьим видом пищи. Ее он, как мы уже говорили, получает извне с помощью органов чувств. Эта информация используется для принятия решений и соответствующих им действий. Таким образом, мы уже имеем машину, способную обрабатывать информацию.
Дальнейшее развитие процесса будет сильно зависеть от количества и качества впечатлений. В самом деле, впечатления организуют всю нашу динамичную жизнь. От них зависит не только наше поведение в мире, но и наше самовосприятие, самооценка. Забегая вперед, скажем, что если и есть такая часть нашей жизни, которой надо обязательно научиться управлять, то это, в первую очередь, умение распознавать и получать качественные впечатления.
Восприятие и мышление порождают психический процесс “Внимание”. Внимание позволяет человеку не просто реагировать, а переживать жизнь, идти в ее потоке. Это более глубокое погружение в процесс “Восприятия” (Точка 24).
Действуя внимательно, всегда можно добиться более хороших результатов за то же самое время, чем если бы мы действовали спустя рукава. Внимание пронизывает все стороны жизни человека. От качества внимания зависит, получается у него что-то или нет, болеет он или здоров, счастлив он или нет.
В свою очередь, Внимание порождает Увлечение (и Отождествление, как свою темную сторону). Увлечение служит основой удовольствия, наслаждения, радости, экстатических состояний, но так же и горя, паники, истерики (Точка 12).
Увлекшийся человек забывает обо всем, кроме предмета своего увлечения. Он забывает обо всех невзгодах, окружающий мир перестает существовать, такие явления как боль уходят за пределы внимания. Однако те же самые симптомы появляются, когда человек пребывает в состоянии экзальтации, паники, аффекта. Разница заключается только в последствиях, с которыми ему и другим людям придется потом иметь дело.
А сейчас, вспомним, что для того, чтобы процесс мог идти дальше, через каждый шаг раньше приходило нечто извне, как то: еда, воздух, впечатления.
Следуя нашей логике, здесь должен быть очередной толчок. Этим толчком является "внутренняя тишина" или "чистое осознавание". Организуя себе условия для возникновения в жизни такой области спокойствия, мы обучаемся воспринимать свои собственные мысли просто как еще одну из форм впечатлений, дающих нам свою энергию.
Далее процесс переходит в Мудрость и Объективное знание. То есть умение видеть все вещи такими, какие они есть, без окраски их своими мнениями, желаниями и предубеждениями.
Читать лекции (особенно вводные) об этих процессах на, наш взгляд, абсолютно бесполезно. Такие рассказы обычно просто стимулируют нежелательное воображение, и в перспективе заводят в тупик.
Вышесказанное было описанием правильного функционирования человеческой машины. Но на практике все происходит далеко не идеально.
Для переваривания пищи, так же как и для всего остального, требуется энергия. Поскольку для организма трансформация пищи является задачей первостепенной важности, то этот процесс всегда получит энергию, даже если ее придется перекрыть всем остальным функциям. Убедиться в этом мы можем, если обратим внимание на послеобеденную сонливость, когда мы довольно плотно поели.
Однако ситуация, когда излишков энергии не существует, для организма является довольно травматичной. Рассмотрим несколько причин, из-за чего она может возникнуть:
Уже, пожалуй, всем известно, что неумение правильно питаться приводит к сбоям в здоровье. Организм загрязняется, и ему приходится тратить очень много энергии на самовосстановление из-за отравлений, вызванных некачественной пищей, или автоинтоксикации невыведенными остатками. КПД его при этом сильно падает, и свободной энергии становится очень мало.
Данная тема хорошо проработана в Хатха-йоге и Христианстве, написано много книг, существует много школ. Поэтому мы не станем здесь распространяться, а пойдем дальше.
Из-за плохого воздуха и неправильного дыхания энергия, полученная от пищи, расходуется нерационально, или вообще не расходуется. В последнем случае, пища, на окисление которой не хватило кислорода, выводится из организма в качестве отходов.
Исправить такое положение можно, научившись более полно пользоваться воздухом. Однако управление дыханием – настолько серьезная вещь, и в организме так много на него завязано, что без опытного наставника заниматься регулировкой дыхания опасно для здоровья и жизни. Самое легкое, что можно с помощью него заработать в условии города – это сенная лихорадка.
Кроме того, даже в случае успеха на поприще дыхания, при недисциплинированном уме высвободившаяся энергия, скорее всего, пойдет на интенсивную выработку отрицательных эмоций, и обратится против нас же самих. Поэтому в рамках данной лекции об этом мы тоже умолчим.
Остановимся подробнее на Впечатлениях и Увлечении. Именно здесь, на наш взгляд, скрыты основные проблемы горожанина.
Относительно восприятия впечатлений люди-машины ужасно небрежны. Они проходят по миру, ничего не видя, не слыша, не чувствуя, интересуясь только собой и своими мыслями. Из-за этого количество и качество впечатлений оставляет желать лучшего.
Люди пытаются прожить жизнь, насытив ее переживаниями, а насыщают событиями. И так происходит потому, что каждое событие дает им очень мало переживаний. Такое положение вещей можно исправить отнюдь не количеством мест, которые посетил человек, и отнють не количеством дел, которые он сделал, а только качеством внимания, которое человек уделяет событиям вокруг себя “здесь-и-сейчас”.
Здесь уместно привести практическое упражнение на “Здесь-и-сейчас”.
Для правильной работы, среди получаемой информации, обязательно должна быть информация о состоянии человеческой машины (как тела, так и психики). Причем получаться эта информация должна не из книг и чужих пересказов, а непосредственно из личного опыта, и описывать она должна не гипотетического среднестатистического человека или соседа, а именно Нас.
Если такой информации у нас не будет, то из правильных фактов будут делаться неверные выводы, а когда дело дойдет до воображения, то мы окажемся в ловушке своих ошибок и предубеждений, принимая их за реальные факты.
Так уж устроена психика, что для человека его фантазии выглядят в высшей степени реально. Классическая психология упоминает о таком явлении как “проекция”. Люди часто наделяют своими качествами других людей, предметы или ситуации. Сам предмет или человек может этих качеств не иметь, но тот, кто “проецирует”, видит их очень ясно и четко. В своей правоте у него при этом нет ни малейшего сомнения. В подобных ситуациях помочь ему разобраться, где находится правда, а где ложь, может только навык самонаблюдения и самоанализа.
Правильное восприятие впечатлений, при котором мы постоянно помним, что мы (как тело, так и психика) так же являемся неотъемлемой частью мира, за которой тоже надо постоянно наблюдать, назовем “Самовоспоминанием”.
До тех пор, пока ум занят пережевыванием мыслей, чувств и образов, вся энергия уходит на суетливую психическую деятельность, которая по факту не приносит ничего кроме душевной сумятицы. А вот если в момент практики перестать отождествляться с мыслями и начать просто отстраненно за ними наблюдать, как если бы они были облаками на небе, то эта энергия начнет сперва терять форму, а потом загадочным образом (для нас самих) станет трансформироваться. Мы не можем данный процесс инициировать или ускорить. Все, что мы можем - это создать условия для его течения. А таковыми условиями являются: ненасилие, доверие и беспристрастное наблюдение. Рассмотрим их по отдельности.
Ненасилие важно потому, что потребность в насилии возникает только тогда, когда внутри созрел конфликт. Насилия не бывает без сопротивления, а сопротивление - это всегда противостояние. Таким образом тот факт, что мы готовы применить силу (пусть даже и по отношению к самому себе) говорит о том, что описанный ранее процесс чрезмерной траты энергии уже работает на полную катушку.
Доверие к процессу важно потому, что в основе его антипода (контроля - отца насилия) всегда лежит страх. Если бы мы не испытывали страха, то потребности в контроле просто не могло бы возникнуть. И опять же, контроль подразумевает наличие частей, которые ведут себя нежелательно, и которые поэтому надо контролировать. То есть, склонность к контролю опять же указывает на наличие разогретого внутреннего конфликта (см. предыдущий абзац).
Особый интерес вызывает беспристрастное наблюдение. В уме нормального человека никогда не бывает пусто. Тишина в нем является в лучше случае фоном, а чаще - она просто заглушается непрекращающимся гулом мыслей и мельтешением образов. Поэтому ожидать от человека, что он остановится и сразу прекратит всю ментальную деятельность, не приходится. К счастью, этого и не требуется. На начальных порах важно не столько остановить мышление, сколько научиться не быть им захваченным и унесенным. Для этого существует масса техник, каждая из которых использует некоторый эталонный объект, за который можно уцепиться вниманием, сделать его точкой отсчета, и таким образом относительно которого может наблюдать ментальную и эмоциональную деятельность. Вот лишь несколько из таких объектов: мантра/молитва, мандала, дыхание, белая стена, телесные ощущения. Имея такой объект за точку отсчета, можно как на ладони увидеть всю свою психическую деятельность. Если при этом мы начнем относиться к своим мыслям и чувствам, как к водам горной реки, на берегу которой мы стоим и просто наблюдаем за течением воды, то даже самый могучий поток не сможет заставить нас начать бултыхаться и захлебываться. Однако, стоит нам только начать воспринять какую-то мысль, эмоцию, или желание серьезно, как мы сразу же окажемся "в струе" и течение начнет нас привычно "бить о камни".
Весь наш опыт можно разделить на 4 категории:
Сознательная компетентность – когда я знаю, и я знаю, что я это знаю;
Сознательная некомпетентность – когда я не знаю, и я знаю, что я это не знаю (например, я знаю, что не умею играть на скрипке, водить самолеты и считать в уме интегральные уравнения);
Бессознательная компетентность – когда я знаю, но я не знаю, что я это знаю (это ситуации, когда нечто совершенно новое получается с первого раза);
Бессознательная некомпетентность – это когда я не знаю, и даже не догадываюсь, что это можно знать.
Из всех четырех, самой большой и самой таинственной областью является четвертая. Это – наша “ахиллесова пята”. Ввиду ее важности, правильная цель должна всегда учитывать ее наличие. Из постоянной памяти об этой области опыта возникает идея Бога. Говорят: “Бог есть Тайна”, что означает – тайна от самого себя.
Теперь, что касается эволюции целей ищущего человека.
Как и в любом сложном деле, нельзя, только начав изучение себя, сразу достигнуть вершин мастерства. У нас для этого нет ни опыта, ни необходимых способностей. Однако это не должно нас останавливать от попыток. Чтобы, осознав свою ограниченность и слабость, человек не разочаровался когда-либо добиться успеха, желательно не ставить перед ним высокую планку сразу, а поднимать ее постепенно, по мере роста его опыта. Таким образом, правильный процесс становления человека будет проходить ступенчато:
В начале человек удовлетворяется чисто бытовыми вещами;
Потом, начав читать умные книги, он начинает менять свои взгляды и ценить совершенно другие вещи;
Далее ему становится важно научиться применять прочитанное в своей обычной жизни;
Затем для него становится важным то состояние, с которым он в жизни действует.
Переход на каждый новый этап подразумевает корректировку текущей жизненной цели.
Нельзя пытаться использовать эзотерические книги для достижения бытовых целей;
Нельзя пытаться отмахиваться от житейского опыта, который не вписывается в книжную мудрость;
Нельзя играть со своим и чужим душевным настроем в угоду материальному миру.
И как раз все наоборот:
С чтением эзотерических книг надо попытаться поднять свой быт до уровня написанной мудрости, настолько, насколько мы способны;
Когда дело касается жизненного опыта, то имеет ценность только та информация, которая может быть проверена на личном опыте, а остальная, пока не будет проверена, является схоластическим мусором;
Душевный настрой должен направлять новый образ жизни, а не предыдущий опыт новый душевный настрой. Обычно это называют творчеством.
Теперь рассмотрим основные утечки энергии. Это важно сделать для того, чтобы понять, куда девается та энергия, которая была выработана. Было бы наивно думать, что вся она уходит в дело. На самом деле большая ее часть тратится абсолютно впустую. Давайте разберемся, куда именно:
Больше всего энергии уходит на лишние движения и напряжения в теле.
Можно обратить внимание, как вы сидим, какие мышцы у вас напряжены (руки, ноги, шея, мышцы лица). Поддержание такого напряжения требует много энергии, так как почти всегда оно захватывают сразу несколько больших групп мышц. Это основной канал ее утечки.
Следующим растратчиком являются вредные привычки или сложные шаблоны поведения вместо простых. Например:
Теребить в руках предмет;
Ходить туда-сюда или есть, когда нервничаешь;
Сидеть или стоять в неудобных напряженных позах;
Привычки суетиться, болтать без умолку, не уметь выключать телевизор.
Это и многое другое так же выедает свой кусок энергетического пирога.
Следующим растратчиком являются отрицательные эмоции, проявленные через ощущения в теле. Сюда входят различные ощущения вроде тремора, спазмов, тяжести, холода, жжения, вибраций – все то, что мы привыкли ассоциировать с эмоциональными проявлениями, но что на самом деле является лишь психосоматическими реакциями на эмоции. Такие процессы вносят свой вклад в расход энергии впустую.
Хотя само по себе воображение требует мало энергии, но, благодаря ему, включаются такие растратчики энергии, как уже рассмотренные нами напряжения в теле, вредные привычки и внутренние ощущения. Чем более яркой является воображаемая картина, тем активнее включается в процесс тело. Так происходит потому, что для тела не существует представления о реальности – оно реагирует на любые яркие переживания. Именно поэтому, если воображение “забивает” реальность, то тело начинает себя вести так, как будто воображаемые события происходят прямо сейчас.
Ничто не подогревает наше воображение так, как диалоги с воображаемым собеседником. С помощью подобного разговора с собой, всего за 15 минут из легкой фантазии можно сотворить ужасную трагедию. И наоборот, порой бывает достаточно прекратить внутренний диалог, чтобы сразу увидеть, что за обдумываемой проблемой нет никакой реальности.
И пусть сам по себе внутренний диалог и не расходует энергию, но он, как и воображение, всячески такой расход стимулирует.
В традиции Четвертого Пути существует упражнение под названием “Стоп”. Оно предназначено для того, чтобы увидеть, как и куда девается энергия в моменты, когда ее утечка максимальна.
Обычно в разгаре отождествления, некто, уполномоченный на это, говорит команду “стоп”. При этом все люди должны замереть и все внимание направить на перепросмотр напряжений, ощущений и мыслей за мгновение до этой команды. Таким образом, они как бы фотографируют неправильное состояние тела, мыслей и ощущений.
Когда подобных телесных снимков у человека накопится достаточно много, ему станет ясно, в каком направлении имеет смысл прикладывать силы, чтобы выправить ситуацию.
Сам человек обычно дать себе эту команду не может, так как, когда это ему особенно нужно, данная мысль обычно не приходит ему в голову. Когда же мысль дать команду “Стоп” придет, он уже будет находиться в более или менее сознательном состоянии и, следовательно, пользы от такой команды будет существенно меньше.
Теперь хочется сказать несколько слов об обществе и его целях.
Может показаться, что окружающие нас постоянно люди могут помочь в наших усилиях стать лучше. Может быть, человеческие отношения устроены таким образом, чтобы мы постоянно развивались, и можно просто сложить руки и позволить другим поднять нас на более высокий уровень осознавания?
Как метко подметил товарищ Сухов – Это вряд ли!
Наше общество активно усложняет положение искателя, всячески культивируя разного рода иллюзии, чтобы людьми было легче управлять. Можно указать следующие методы, культивируемые в обществе:
Алкоголь. Когда человек пьян, им намного легче управлять. Его критичность подавлена, неудовлетворенность и требовательность уходят. Однако ценой такого душевного "комфорта" является состояние отупления во время опьяненения и отходняк после него.
Средства массовой информации. Практически ни один человек не имеет возможность проверить достоверность опубликованной в СМИ информации. Получая же противоречивую, человек оказывается дезориентирован, и не знает чему верить. А она между тем подобрана так, чтобы хватать за живое, когда это надо и когда не надо. Как правило, никакой практической пользы знания, полученные из СМИ не несут.
Реклама. Если раньше реклама была подспорьем в торговле, то сейчас это уже не стало так. Став повсеместной и непрекращающейся, она уже не дает маркетингового преимущества (ну, разве что нейтрализует действие реклам конкурентов и поддерживает паритет). Но зато теперь реклама начинает формировать новую культуру взамен старой, точно так же, как раньше это делали книги, картины, музыка и т.д. И нельзя сказать, что эта новая культура возвышает человека больше, чем старая – скорее наоборот, она низводит его до животного уровня.
Самым разрушительным оружием рекламы является чрезмерное выпячивание всего, что связано с сексом. Дерганье человека за сексуальные струны делает его суетным и неадекватным. В этом состоянии человек мало думает, и более того, он неспособен думать сколь бы то ни было критически. Поэтому-то, данное состояние очень удобно для манипулирования людьми. Например, чтобы заставить их покупать то, что им не нужно. Ниточек, за которые можно дергать, очень много. Это и культивирование конкуренции, и культа успеха, славы, денег, популярности, власти (например, женской или магической), и просто демонстрация обнаженного и полуобнаженного тела, где надо и где не надо.
Далее: Ток-шоу, сериалы, бульварные романы и прочие интеллектуальные и эмоциональные жвачки. Они оттягивают на себя внимание человека и лишают его возможности найти другие, более полезные впечатления. Полезные впечатления – это те, которые позволяют человеку раскрыть в себе творческое начало. Тратить же время и внимание на подобные шоу и романы– все равно, что заменять еду на жевательную резинку. Все закончится голодной смертью для души, которая не может жить без полноценных впечатлений.
Теперь рассмотрим принцип сбора информации о своей машине, как это принято в Четвертом Пути. Сюда входит постепенное развитие навыков наблюдения за все более тонкими и незаметными своими проявлениями, пока не будет достигнута полная ясность по поводу самых глубинных программ психики.
Наша психика – нецелостная в своей работе. Все выглядит так, как если бы она состояла из отдельных автономных частей (так называемых – Центров), которые, хотя и медленно, общаются друг с другом. Каждый центр работает в своем стиле и мыслит на своем языке. Медленное общение центров друг с другом происходит из-за того, что для этого необходимо переводить информацию с языка одного центра на язык другого.
Не надо пытаться жестко привязывать психические центры к нервным центрам. Это может получиться не всегда. Важно только то, что так их удобно рассматривать изнутри – в процессе самонаблюдения.
Существует довольно древняя метафора “про лошадь, кучера, телегу и седока”, которая хорошо иллюстрирует взаимодействие центров:
Телега – это тело. Лошадь – эмоции и чувства. Кучер – интеллект. Хозяин – внутреннее “Я”.
Текущее состояние человека напоминает ситуацию, когда все в них разбалансировано: вожжи плохие, телега раздолбана и расшатана, лошади нервные, кучер усталый и перманентно пьяный. Он не дает хозяину приблизиться к телеге даже на шаг, потому что уже давно привык думать, что эта телега – его. Мысль о другом претенденте приводит его в панику и бешенство.
Теперь рассмотрим, как это соотносится с идеей центров. ЧП рассматривает 5 центров: двигательный, инстинктивный, сексуальный, интеллектуальный и эмоциональный.
![]() |
2. Психические центры человка |
Двигательный центр отвечает за взаимодействие человека с внешним миром (в основном посредством мышечной активности). Этот центр мыслит в терминах скелетно-мышечных ощущений.
Инстинктивный или витальный центр отвечает за поддержание нормального функционирования внутри физического тела, а также за выработку и трансформацию грубых видов энергии. Этот центр мыслит в терминах внутрителесных ощущений, таких как: тепло, холод, боль, тремор, подъем, упадок сил и т.д.
Сексуальный центр обычно отвечает за размножение и все виды сексуального поведения. Этот центр мыслит в терминах притяжения и отталкивания людей, как противоположного пола, так и своего. Например, привлечение внимания человека противоположного пола и конкуренция с людьми своего. При этом речь идет об инстинктивных реакциях, а не о мотивированных, продуманных и рассчитанных.
Интеллектуальный центр отвечает за моделирование различных жизненных ситуаций. Он избавляет нас от необходимости всегда действовать методом проб, ошибок и набивания шишек. Этот центр мыслит концепциями или абстрактными идеями.
И, наконец, эмоциональный, обеспечивает взаимодействие центров друг с другом. Он мыслит в терминах фокусов внимания. От него, в большей степени, зависят наши чувства и желания. Благодаря вниманию имеется возможность центрам со столь разными стилями мышления взаимодействовать друг с другом.
Рассмотрим ситуацию обучения человека, наработку опыта. В правильном состоянии человеческой машины работа идет в следующем порядке:
ДЦ получает информацию о текущей ситуации (это – реальный опыт человека);
ЭЦ переживает эту информацию (обращает на нее внимание, выделяет ее из других). Благодаря этому информация усваивается;
ИЦ входит в курс проблемы, строит ее модель и выдает различные варианты ее разрешения;
ЭЦ дает импульс для действия (стремление реализовать запланированное на практике)
ДЦ выражает этот импульс в виде творческого действия.
Далее все шаги повторяются на следующем витке.
Однако, на практике, этот процесс часто работает не так. Сбои бывают следующего рода:
В такой ситуации центры взаимодействуют правильно, но один или несколько из них выполняют свою работу плохо из-за слабости. Например:
Неумение решать абстрактные задачи, как пример слабого интеллектуального центра.
Физическая слабость или неумение управлять своим телом, как пример слабого двигательного центра.
Или же, полная бесчувственность в отношении к красоте, к чувствам людей, как пример слабого эмоционального центра.
Например: действия вместо размышления или чувствования; думанье вместо чувствования; эмоционирование вместо размышления.
Часто это происходит на фоне слабости одного из центров, в результате которого другой вынужден взять на себя его работу, хотя по своей природе не может ее полноценно выполнять. Например:
Человек читает книгу, задумывается, а когда приходит в себя, замечает, что ничего не помнит из нескольких прочитанных страниц. Это вариант, когда двигательный центр взял на себя работу интеллектуального.
Другой пример – ситуация, когда мы размышляем о том, любим мы кого-то или нет; или же когда мы пытаемся дать интеллектуальную оценку произведениям искусства или картинам природы – два варианта, подмены эмоционального центра интеллектуальным.
Другой пример: депрессия или уныние – в этом случае происходит подмена интеллектуального центра (или двигательного) эмоциональным.
Каждый центр привык работать в определенном ритме и с определенной скоростью. При любой попытке форсирования, он начинает давать сбои, ибо не успевает переработать одну информацию, как получает другую. При этом он обычно бросает первую, так и не обработав ее, и хватается за вторую, и такой халтуре нет конца. Например:
Оголтелый спорт ради спорта – пример разогнанного двигательного центра.
Гиперэмоции, крики, истерики, эмоциональная экзальтация – примеры чрезмерного разгона эмоционального центра.
Склонность плодить очень сложные, бредовые теории – пример разгона интеллектуального центра.
Подмена реальной работы центра воображаемой имеет место всегда, когда основной упор делается на воображение. Проверка опытом в таких ситуациях обычно, под тем или иным предлогом отодвигается на задний план или вообще отбрасывается за “ненадобностью”. Вот несколько примеров:
Сильное травмирующее переживание – когда человек бесконечно возвращается внутри себя к проблемной ситуации без того, чтобы попытаться как-то ее разрешить в реальности, или хотя бы убедиться, что больше этой проблемы нет.
Мнительность – когда человек представляет себе будущие сложности, но вместо того, чтобы оглядеться вокруг себя, и в жизни найти способ их решить, он соглашается с тем, что у него ничего не получится. Это дает ему повод ничего не делать.
Мечтательность – когда человек бесконечно воображает свое блестящее будущее, но палец о палец не ударит, чтобы свои мысли реализовать на практике. Результатом мечтательности является рассеянность.
Теперь рассмотрим, какими способами можно выправить работу центров. Ведь из того, что центры работают неправильно сейчас, не значит, что этому надо потакать и в дальнейшем. Именно их текущий стиль работы и приводит к пустой трате энергии.
Для начала поделим все проблемы на два класса:
Все виды слабости центров. Они довольно просто исправляются специфическими упражнениями;
Все проблемы, связанные с внутренними конфликтами, дурными привычками и "кривым" мировоззрением. Их исправление требуют уже "больших доз лекарств".
Далее пойдем подробнее.
Слабый центр просто тренируется на специальных, предназначенных для него, упражнениях.
Это может быть просто физкультура, или развитие мелкой моторики, или развитие сложных последовательностей движений. Выбор зависит от того, какого именно навыка у человека недостает.
Подобные тренировки всегда были очень распространены в традиционных учебных заведениях. Это то, что называется: “Учить человека думать”. Главным подходом здесь является умение ставить и решать абстрактные задачи.
Поэзия, живопись, музыка, танцы – все это те области, в которых можно развить у человека эстетическое чувство. А от эстетического чувства уже один шаг и до развитых эмоций. При этом не так важно, является ли человек зрителем или активно участвует, главное не перепутать наработку двигательных навыков в этих областях и умение выражать и воспринимать эмоциональное состояние.
Для решения более серьезных проблем, чем слабость центров, приходится использовать центральную технику Четвертого Пути – Самонаблюдение.
К серьезным проблемам мы относим: отсутствие общения центров друг с другом, или подмену работы одного центра другим, или же работу центров в разогнанном режиме. В этих случаях, прежде чем пытаться что-либо делать, необходимо долго и кропотливо собирать информацию о причинах подобных сбоев, иначе мы рискуем не только не исправить, а, наоборот, лишь усугубить ситуацию.
Первый вопрос, который сразу встает перед нами, это: "Где надо искать корень такого рода проблем?"
Ответ – все программы, ответственные за коммуникацию центров, находятся в ЭЦ в виде внутреннего предпочтения и склонности обращать внимание на определенные внешние и внутренние ситуации.
Они находятся, как правило, вне фокуса внимания и в таком тонком (неявном) виде, что неподготовленному человеку заметить их практически невозможно. Это все равно, что пытаться видеть постоянно воздух – пока мы специально не обратим на него внимание, мы его не будем замечать. Эмоциональный центр - это не двигательный, который может быть активным, а может пассивным, и не интеллектуальный, который может думать, а можеь не думать. Он работает всегда, пока мы живы, и в каждый момент жизни по разному “окрашивает” наше восприятие.
К тому же, при развитом воображении, очень легко ошибиться и начать принимать желаемое за действительное. Для начинающего это более чем реально! Человеку надо работать с тем, что он представляет из себя сейчас. Однако, когда чего-то очень хочется, а добиться желаемого не можешь, то есть риск пойти на самообман, вообразив себе, что уже этого добился. В воображении возможно сделать все, что угодно, но работать с такой информацией бесполезно.
Тем не менее, человек постоянно пребывает в иллюзиях относительно самого себя, невзирая на то, что ему говорят окружающие. Именно поэтому, грамотно решить, что надо в себе менять, человек, не имеющий соответствующих навыков, не может.
Сначала обращая внимание на очень грубые проявления психики, потом на более тонкие, потом еще более тонкие, до тех пор, пока мы не научимся различать самые мельчайшие нюансы своего проявления, как во внешнем мире, так и во внутреннем.
Очень важным моментом является то, что наблюдение еще не значит изменение. Как только вы что-то изменяете, вы нарушаете естественное течение процесса, и процесс начинает идти другими, невидимыми для вас, путями. Вы опять оказываетесь без нужного опыта. Это может настолько запутать, что вы потеряете веру в себя, ибо столь желаемое знание будет постоянно ускользать.
Поэтому мы наблюдаем без попыток что-либо изменить. При таком подходе мы можем рассчитывать на то, что будем получать адекватное представление о том, что с нами сейчас происходит.
Когда в результате долгого наблюдения у нас накопится большое количество материала, то мы волей-неволей будем вынуждены этот материал проанализировать и систематизировать. Мы начнем задаваться вопросами вроде: “На что это похоже?”, “Когда такое уже было?”, “Какие могут быть причины?” – и др. подобными. Направление для поиска может подсказать руководитель или более опытный товарищ, в том случае, если он видит, что мы постоянно наступаем на одни и те же грабли.
А когда мы тщательно изучим проблему, она сама отвалится, как исчерпавшая себя.
![]() |
3. Этапы и уровни самонаблюдения |
Начинаем с наблюдения за проявлениями двигательного центра (непроизвольные и ненужные движения, ненужные напряжения мышц, мимика, суета и т.д.), так как это самое явное и самое простое для начинающего.
Постоянно останавливаемся в процессе работы, прогулки, разговора, и делаем перепросмотр тела: в какой позе мы находимся, какие мышцы у нас сейчас напряжены, как долго это уже продолжается, какие мы делаем движения и жесты, какая у нас мимика и т.д. Стараемся, чтобы в поле нашего внимания попали все мышцы, включая внутреннюю мускулатуру.
Конечно, это будет получаться далеко не сразу, но с наработкой опыта вы научитесь различать даже мельчайшие нюансы. Более того, порой, в периоды малодушия, вам даже будет казаться, что лучше бы никогда всего этого не видеть.
Далее наблюдаем за проявлениями инстинктивного центра (мурашки, зуд, вибрации, комки, жар, холод, боль в теле, головокружение и т.д.).
Это те переживания, которые мы обычно ассоциируем с эмоциями, но которые всего лишь являются одной из форм их выражения. Их наблюдать очень перспективно, так как они являются прямой дорогой к пониманию своих мотивов и, как следствие, к работе с эмоциями.
Далее наблюдаем за мыслями, которые приходят в голову.
Мысли, сами по себе не связаны с эмоциями, но, как и в случае с чувствами инстинктивного центра, они дают понимание своих мотивов. В совокупности с наблюдением за инстинктивным центром наблюдение за мыслями позволяют быстрее приблизиться к пониманию работы ЭЦ.
По мере роста опыта в подобных наблюдениях, мы станем замечать, что всякое действие, всякое ощущение или мысль предваряется Чем-то.
Причем этих Чем-то пробегает десятки прежде, чем действие, ощущение или мысль произойдет. Поэтому, следующим пластом работы станет выявление этих предмыслей, преддействий и предчувств, так как именно они составляют основной мыслительный процесс. Они - это множество фоновых напряжений, мыслей и чувств. Они мелкие, тихие и быстрые, и их очень много.
Когда и это станет привычным, настало время наблюдать за несоответствиями мыслей/предмыслей, действий/преддействий, ощущений/предощущений и наоборот.
То будет переход на качественно иной уровень уровень самонаблюдения. Дело в том, что самые тонкие сбои можно опознать лишь наблюдая за тем, как один из центров неверно реагирует на информацию другого. Программы эмоционального центра нетренированному вниманию очень трудно увидеть непосредственно, но зато его можно выделить, наблюдая, как другие центры реагируют друг на друга. К примеру:
Умом понимаем, что все в порядке, а в теле напряжение. Значит, где-то рядом находится страх.
Или – вполне сыты, а продолжаем искать и потреблять еду. Это похоже на фрустрацию, а значит, где-то рядом находится неудовлетворенная потребность.
Наблюдая за подобными нестыковками, мы сначала дезориентированы, и не можем понять, почему все так происходит. Тогда мы начинаем наблюдать и запоминать, и через какое-то время у нас накапливается довольно большая подборка подобных нестыковок. Еще через некоторое время, наши наблюдения начинают складываться в единую картину. Процесс напоминает игру Пазл (собирать картину из большого числа фигурных кусочков).
Когда вся предыстория внутреннего конфликта станет нам предельно ясной, наступает момент переоценки, и проблема отпадает сама собой (программа будет переписана).
Внимание!!! Данный процесс ни в коем случае нельзя форсировать. То есть, проблема должна отвалиться сама, как морально устаревшая. Любая попытка убедить/доказать/заставить лишь заблокирует процесс, и придется начинать все снова, причем с того, чтобы сперва разобраться с желанием форсировать процессы.
Надо расчистить путь, а все остальное должно произойти естественно.
П.Д. Успенский "В поисках чудесного"
П.Д. Успенский "Четвертый путь"
К.С. Нотт "Дневник ученика"
М.Николл "Психологические коментарии к учению Четвертого пути"
И. Шах "Учиться как учиться"
<<Ранее | Далее>> |