Обретя в своем сердце непреклонное стремление знать,
я вступаю на Великий Путь
и единственное, чего я здесь опасаюсь,
так это помощи из сострадания. [1]
Великий Путь ведет к согласию и покою,
но люди обычно предпочитают ходить напрямик, чтобы было быстрее.
Они больше любят посещать святые места,
чем прокладывать собственный путь.
Обработанные поля милей их глазу,
чем пустырь, буйно поросший травой.
Надежный амбар для них лучше,
чем открытое сердце.
Они больше всего любят одеваться в цветные шелка,
носить на поясе острый меч,
пить и есть до изнеможения,
обретать и накапливать драгоценные вещи.
Так вот откуда берутся разбойники и грабители,
- воистину, Дао тут ни при чем!
[1]
Вар.: “и превыше всего на Пути убоюсь я даров благодетелей”. Сострадание к другому - это лишь другая сторона жалости к самому себе - одного иэ важнейших компонентов общечеловеческого звена “шэнь”. Помощь из сострадания, фактически, всегда корыстна, поскольку подразумевает подобные же действия в ответ. Это то, что формирует и поддерживает социальные узы людей, облегчая т.о. работу “стража” по наблюдению за порядком.